Воровство у ребенка. 4 шага к прекращению воровства.

                                                                  Воровство у ребенка. 4 шага к прекращению воровства.

     Проблема детского воровства в настоящее время достаточно актуальна. Она волнует и пугает и родителей, ведь каждый из них мечтает о том, чтобы жизнь их детей удачно.

         Детское воровство — не такое уж и и редкое явление и возникает оно не на пустом месте, поэтому прежде чем искать пути решения этой проблемы необходимо разобраться в причинах.

                                  Причины детского воровства.

       Не всегда бедность семьи толкает ребенка на воровство. Дети из обеспеченных семей, ни в чем не испытывая дефицита, тоже крадут. Чего же не хватает ребенку, который совершает такой поступок? Большое беспокойство должны вызывать периодические кражи. Ситуация, когда ребенок время от времени ворует деньги или вещи у своих родных или близких, должна насторожить родителей. Кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства. Воровство можно объяснить вполне конкретными причинами. Психологи выделяют ряд основных причин, толкающих детей на воровство. Рассмотрим некоторые из них.

1. Одна из них – это сильное желание владеть какой-либо понравившейся вещью. И такое может случиться с ребенком любого возраста. В этом случае он прекрасно понимает, что совершает что-то нехорошее, но искушение так велико, что он не может ему противостоять.

Когда ребенок крадет, уступив соблазну, он хочет узнать границы дозволенного, получить новый опыт, узнать, каково это, когда ты сделал то, что нельзя. Без такого опыта невозможно формирование совести, ведь совесть — не послушание внешним правилам, а внутренний сторож, который не позволяет поступать неправильно, потому что "ты знаешь, как потом будет плохо на душе".

2. У ребенка может быть просто пока не сформировано представление о собственности. Это довольно сложное абстрактное понятие, которое ребенок осваивает постепенно. В раннем возрасте ребенок может еще не различать «моё» и «твоё». У него всё «наше».

В этом случае потребность ребенка — разобраться в вопросах собственности.

3. Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, "что ему в действительности нужно", и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения, слишком ограничивают карманные деньги. Это заставляет ребенка чувствовать себя белой вороной среди сверстников, что для подростка очень тяжело, у него впечатление, что с ним не считаются, не доверяют ему принимать решения (например, о том, как именно ему одеваться), "держат за маленького".

В этом случае потребность ребенка — "быть в порядке", не испытывать отвержения сверстников, и еще принимать решения относительно самого себя.

4. Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д. Легко может попасть в положение изгоя новенький в классе, особенно если ребенок ведет себя нервно и неуверенно.

В этом случае потребность ребенка — быть принятым сверстниками, иметь друзей.

5. Бывает, что дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей. Деньги или купленные на них сладости он может воспринимать как символическое замещение родительской любви. Часто такое происходит в периоды, когда родители из-за собственной усталости или в результате длительных конфликтов с ребенком утрачивают связь с ним, редко показывают свою любовь и заботу, предъявляя только требования и претензии.

В этом случае потребность ребенка — быть любимым и принятым, получать внимание и заботу.

6. Иногда дети своим трудным поведением, в частности воровством, пытаются воздействовать на ситуацию в семье. Например, между родителями есть долгий тлеющий конфликт. Они почти не общаются между собой, в доме висит напряжение. Но вот ребенок украл — и папа с мамой вместе принимают меры, обсуждают случившееся, снова, как раньше, часами сидят на кухне и разговаривают. Ребенок боится развала семьи гораздо больше, чем наказания, и может такими образом "объединять" родителей.

В этом случае потребность ребенка — близость и контакт между взрослыми, чувство защищенности в прочной семье.

7. Ребенок может быть неуверен, что привязанность родителя к нему надежна, чувствует тревогу и страх, что его отвергнут, оставят. Поскольку это жизненно важно для него, дети в такой ситуации всегда очень точно определяют самые "уязвимые места" взрослых, и если детское воровство очень чувствительно для родителей, если именно это их "главный кошмар" и свидетельство полного фиаско как воспитателей, то скорее всего именно этот тип поведения ребенок и будет использовать для того, чтобы задать вопрос: "Будете ли вы любить меня даже таким?"

В этом случае потребность ребенка — быть уверенным, что привязанность надежна, не мучиться от тревоги.

8. Встречается навязчивое воровство невротического характера, связанное с постоянно высоким уровнем тревоги. Этим синдромом порой страдают очень состоятельные люди, они крадут какую-то вещицу в магазине, хотя при желании могли бы сию же минуту купить весь этот магазин целиком. Потребность украсть в данном случае связана с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем сменяются расслаблением и эйфорией. Здесь мы имеем дело с психологической зависимостью, воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

В этом случае потребность ребенка — хотя бы на время избавиться от гложущей тревоги, получить передышку в виде расслабления и эйфории.

9. Ребенок может воровать от безвыходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он зависим от чего-то. Возможно, его отношения с родителями слишком отравлены недоверием и борьбой, чтобы он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения.

В этом случае потребность ребенка — быть в безопасности, защитить себя от угроз и страданий.

10. Наконец, бывает, что детское воровство вызвано очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и потому непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом "Собери их все"). Это очень важный жизненный опыт.

Когда ребенок крадет, уступив соблазну, он хочет узнать границы дозволенного, получить новый опыт, узнать, каково это, когда ты сделал то, что нельзя. Без такого опыта невозможно формирование совести, ведь совесть — не послушание внешним правилам, а внутренний сторож, который не позволяет поступать неправильно, потому что "ты знаешь, как потом будет плохо на душе".

                                                                                                   Как реагировать взрослым.

    Родители, чей ребенок взял чужое, в растерянности и отчаянии, боятся за его будущее. Конечно, такому они его не учили. И как реагировать — непонятно. Что же делать?

  • Не спешите наказывать ребенка, чтобы «навсегда отбить охоту к воровству». Нужно устранить корень проблемы. Попробуйте понять, почему ребенок так поступил. Многое зависит от его возраста, мотивов кражи, дальнейших планов на похищенное и отношений с его владельцем.

  • Важно, как обнаружился факт кражи: случайно или ребенок сам рассказал. Важно и то, как он относится к поступку: считает, что все в порядке вещей, или ему стыдно, он раскаивается? В одном случае нужно попытаться пробудить совесть ребенка, в другом — разъяснить, почему он поступил плохо.

  • Ни в коем случае не называйте ребенка вором — не навешивайте ярлыков, даже если очень злитесь! Не угрожайте милицией, не сулите криминального будущего. Он должен чувствовать, что по-прежнему достоин хорошего отношения.

  • Осуждайте сам поступок, но не ребенка. Главное — не вызвать чувство вины, а объяснить, что ощущает тот, кто лишился своего имущества, и показать возможные варианты выхода из ситуации.

  • Хорошо дать ребенку шанс исправить все самому: вернуть вещь, извиниться. Не делайте это за него. Если стыд его сковывает, помогите ему вернуть вещь без свидетелей.

  • Если раскаяния нет, нужно однозначно выразить свое неодобрение. Четко дать понять, что такой поступок в вашей семье неприемлем. При этом важно спокойно транслировать ребенку: вы верите, что больше он так не поступит.

  • Если ребенку нужна помощь в решении психологических проблем, обратитесь к специалисту. Определите, из-за чего у него растет тревога, и постарайтесь ее снизить, хотя бы частично удовлетворяя его потребности.

  • В конфликте со сверстниками займите сторону ребенка. Заверьте, что не дадите его в обиду, и предложите вместе найти выход из ситуации.

  • Укрепляйте в ребенке веру в себя. На протяжении месяца после эпизода отмечайте и подчеркивайте то, что ему удается, и не фиксируйте внимание на том, что у него не получается.

                                      Четыре шага к прекращению воровства.

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше.

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка.

Шаг первый заключается в попытке найти ответы на основополагающие вопросы:

- Что произошло?

- Где и когда это случилось?

- С кем был ваш ребенок?

- Почему он украл?

К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: «Я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?». Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?». Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо.

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, – очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней. Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией.

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?». Ребенка постарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, – ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?».

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости.

И последний шаг – убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание – потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.

       Как мы видим, большинство случаев не имеют никакого отношения к воровству в собственном смысле этого слова, ребенок не хочет "сознательно присвоить чужое" (именно таково словарное определение понятия "воровство"). Его цели совсем иные: любовь, покой, безопасность, успешность и т. д. Можно надеяться, что, показав ему, как можно добиться того же самого, не прибегая к присвоению чужих вещей и денег, мы поможем ребенку избавиться от этого крайне неприятного вида трудного поведения.



 

 

 

Навигация по сайту