«Как оградить ребенка от «плохой компании»?
Каждый родитель стремится дать своему ребенку всё самое лучшее и большинство из них боятся , что их ребенок свяжется с «плохой компанией» и все планы на «светлое будущее» рухнут . Подобные опасения становятся особенно актуальными в подростковом возрасте. И опасения эти, к сожалению, небезосновательны.
В подростковом возрасте человеку предстоит решить две важные задачи - научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки родителей) и одновременно найти свое место в коллективе, сообществе своих сверстников. Стремление ребенка в этом возрасте влиться в социальную группу, объединенную общими интересами, и занять там свое место вполне естественно. Но почему часто подростки выбирают именно плохую компания? Во-первых, если ребенок пошел в плохую компанию, значит он не смог найти хорошую, или она его по тем или иным причинам не удовлетворила или не приняла.Во-вторых, в переходном возрасте у человека резко меняются приоритеты в жизни: он пытается стать самостоятельным, принимать решения и сам за них отвечать, у него появляются взрослые вопросы об устройстве жизни, о моральных и материальных приоритетах, ему хочется занять достойное место в компании сверстников, нравиться противоположному полу.
Любые контрастные изменения в поведении - это повод если не насторожиться, то как минимум быть более внимательным к своему ребенку, продемонстрировать открытость и готовность к обсуждениям. Ребенок не в состоянии скрыть о себе все. Он так или иначе даcт понять, что есть проблемы, перемены в жизни. Какие же перемены в поведении ребёнка могут подсказать родителям, что что-то идет не так и ребенок находится под влиянием сомнительной компании?
- Внезапные изменения в поведении. Общительный ребенок вдруг становится замкнутым, тихий и спокойный — агрессивным и несдержанным и т.п.
-Резкие перемены в окружении ребенка, его привязанностях, интересах, стиле одежды,музыке.
- Если ребенок стал проводить больше времени вне дома, это может говорить о том, что у него появились новые знакомые. Конечно, необязательно, что эта компания «плохая», но родителям важно быть внимательными, проявить интерес.
- Серьезным сигналом тревоги является пропажа денег или вещей из дома.
Совсем необязательно, что деньги или вещи взял сам подросток. Может быть, он приглашал домой кого-то и скрыл от вас то, что у него были гости. В любом случае на это необходимо обратить внимание.
- Явное изменение успеваемости, прогулы в школе, резкий отказ от посещения любимых кружков, секций.
-У ребенка преобладают апатия, подавленность, он часто встревожен, скрытен и нервничает при разговоре с вами, все время проводит в уединении.
- Ребенок стал меньше рассказывать о себе и своих делах.
- Говорит, что не может отказать друзьям, даже если понимает, что их просьбы ему неприятны или опасны.
- Говорит родителям о том, как мало они понимают в жизни в отличие от (далее имена значимых сверстников);
- Начал грубить.
- Стал регулярно попадать в переделки, которые заканчиваются дракой.
Однозначно неприемлемы компании, в которых регулярно употребляется алкоголь, периодически или регулярно принимают наркотики, имеют место неоднократные противоправные действия.
Как уже говорилось выше, если ребенок попал в плохую компанию, то зачастую это значит, что он не смог найти себе хорошую. Помогите ему в этом. Когда вам будут понятны причины, по которым ребенок связался с «плохой компанией», тогда вам удастся найти и совместное решение этой проблемы.
Есть ли работающие способы, как оградить ребенка от плохой компании?
Самый верный и действенный способ оградить ребенка от плохой компании -это близкие доверительные семейные отношения. Также это:
поддержка, которая так нужна подростку с его неустойчивой самооценкой;
правила и ограничения, которые дают ребенку ощущение безопасности и чувство любви;
организация свободного времени подростка согласно его возрасту, увлечениям и интересам.
Серьезная ошибка родителей - слишком раннее снятие всех ограничений, попустительское отношение к ребенку или в противовес этому слишком авторитарный стиль воспитания, когда желания и планы ребенка не имеют никакого значения. Важно найти золотую середину!
В общении с ребенком старайтесь придерживаться следующих принципов.
- Разговаривать «по душам», слушать и слышать. Если уходить от диалога, ссылаясь на занятость, то в будущем дети будут всеми средствами искать внимания и участия у чужих людей. Объяснять, что хорошие друзья – это те, кто вдохновляет и поддерживает, а не те, кто вечно критикует, «берет на понт», подталкивает к неправильным/некрасивым/опасным поступкам. Учите ребенка аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, развивать критическое мышление, принимать собственные решения и делать правильные выводы. Это поможет принимать осознанные решения и отличать плохую компанию от хорошей.
Обсуждайте с ребенком опасности и последствия, связанные с плохой компанией: негативное влияние на учебу, вовлеченность в опасные ситуации или проблемы с законом. Объясните, что правильный выбор друзей может повлиять на будущее.
- Объяснять решения и намерения. При принятии любого решения, затрагивающего интересы ребенка, необходимо объяснять, почему вы поступаете именно так. Фраза «потому что я так решила» порождает обиды и способствует утрате близости и доверия. Со временем подросток научится подчиняться чужим решениям — это будет гораздо проще, чем принимать и отстаивать собственные.
Если ребенок будет чувствовать поддержку и понимание, то будет больше доверять вашим советам и рекомендациям.
- Повышать самооценку. Даже если подросток совершил какой-то проступок или принёс плохую оценку, нельзя его унижать, называть плохими словами и уж тем более не прибегать к физическим наказаниям — это лишает ребенка самоуважения.
Поощряйте любые успехи. Научите чадо ставить цели и покажите, что они достижимы. Формируйте цепочку мышления – «я могу, я смогу, я смог». Предложите взять обычную тетрадь и записать в нее задачи, которые «по плечу»: например, можно поставить три ключевые цели на лето – научиться подтягиваться 10 раз, выучить 100 новых английских (японских) слов, научиться плавать или кататься на роликах.
- Давать больше самостоятельности. Желание родителей «подстелить соломку» вполне понятно, но неконструктивно. Надо контролировать, но не опекать: позволять ребенку, где возможно, учиться на собственных ошибках. Контроль должен быть здоровым — не надо слишком вторгаться в личное пространство. Честность в отношениях и доверие дадут детям уверенность в себе.
Ребенку с раннего возраста необходимо давать возможность принимать собственные решения. Например, самому выбирать, как одеваться, какую прическу носить, какие кружки посещать, что подарить однокласснику, какие обои поклеить в своей комнате и т. д. Неумение сделать выбор ведет к неуверенности в себе и безответственности.
- Учить говорить «нет» и устанавливать личные границы. Самая главная ценность – это жизнь человека, его достоинство, право иметь свою точку зрения. Внушайте подростку, что никто не вправе принудить его делать то, что он не желает.
- Развивать ораторские способности. Иметь собственное мнение и уметь высказать его – не одно и то же. Развитие ораторских навыков стоит начать с контроля своей речи в течение дня. Во-первых, убрать слова-паразиты и незаконченные предложения. Далее — больше читать — по ролям и по очереди, стремиться к постоянному обогащению словарного запаса. Умение выразить своё мнение очень важно, потому что в этом случае человеку трудно навязать свою волю.
- Договариваться. Не стоит ставить ультиматумов. У подростков сильно развито чувство протеста — если запрещать им что-либо в ультимативной форме, например, дружить с «плохими ребятами», то они сделают наоборот.
- Поощрять увлечения и развитие. Постарайтесь предоставить ребёнку возможность заниматься спортом, искусством, музыкой, волонтерской деятельностью или другими хобби. Участие в таких занятиях поможет найти друзей, которые разделяют его интересы.
Если замечаете, что ребенок, несмотря на все усилия, все-таки попал под влияние сверстников-хулиганов или в плохую компанию, не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам. Специалисты смогут оказать поддержку и предложить стратегии решения данной проблемы.