Буллинг - это проявление постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека. По сути — издевательство, травля. Это довольно широкое понятие, которое включает в себя разные виды насилия: физическое, эмоциональное, экономическое, а также кибербуллинг. От конфликта или ссоры отличается тем, что может длиться месяцами.
Виды буллинга.
- Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей, дергание за волосы. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Физическое насилие может быть, как слабо выраженным, так и сильным, вплоть до нанесения побоев.
Характерные признаки: когда это происходит, многие дети не рассказывают своим родителям об инциденте, поэтому необходимо следить за возможными предупреждающими сигналами и косвенными признаками, такими как необъяснимые порезы, царапины, ушибы, синяки, отсутствующая или порванная одежда, частые жалобы на головную боль и боль в животе.
- Вербальный (словесный) буллинг. Выражается в постоянных насмешках, угрозах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях, принуждениях, унижениях, придумывании прозвищ.
Характерные признаки: дети, подвергшиеся вербальному буллингу, часто замыкаются в себе, становятся капризными или имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать вам об обидных словах, которые кто-то произнес в их адрес, и спросить вас о том, правда ли это.
- Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, избегание общения с человеком, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, попытки манипулирования.
Характерные признаки: изменениями настроения ребенка, его нежелание поддерживать участие в компании сверстников, и бо́льшим, чем обычно стремлению к одиночеству. Девочки чаще, чем мальчики, испытывают социальную изоляцию, невербальное или эмоциональное запугивание. Душевная боль от такого вида буллинга может быть такой же сильной, как от физического насилия, и длиться намного дольше.
- Кибербуллинг. Эта форма травли появилась сравнительно недавно и включает в себя проявление травли и агрессии с использованием средств коммуникации. Это может быть распространение порочащей информации, слухов и ложной информации в социальных сетях, взлом страниц, отправка негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных, направление писем с угрозами по электронной почте или в виде СМС-сообщений, съемка издевательств над жертвой на видеокамеру и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Характерные признаки:ребенок больше времени проводит в Интернете, общаясь в социальных сетях, при этом часто бывает грустным и тревожным. У ребенка могут возникнуть проблемы со сном, часто появляется желание остаться дома и не ходить в школу или отказ от любимых занятий.
Социальная структура буллинга.
Социальная структура буллинга включает в себя следующие элементы:
- преследователь (булли);
- наблюдатель;
- жертва.
Дети – булли:
- дети, уверенные в том, что господствуя и подчиняя легче всего добиться своих целей;
- не умеющие сочувствовать своим жертвам;
- физически сильные;
- легко возбудимые, импульсивные, с агрессивным поведением;
- мечтающие быть лидерами в классе;
- желающие быть в центре внимания;
- с высоким уровнем притязания;
- уверенные в своем превосходстве над жертвой;
- дети не признающие компромиссов;
- агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;
- со слабым контролем со стороны родителей;
-интуитивно чувствующие, какие одноклассники не окажут им сопротивление;
- дети, воспитывающиеся в семьях с недостатком тепла и включённости членов семьи в жизнь ребенка и попустительским стилем родительского поведения, вседозволенностью.
Союзники булли:
- боящиеся быть на месте жертвы;
- не желающие выделяться из толпы одноклассников;
- дорожащие своими отношениями с лидерами;
- поддающиеся сильному влиянию;
- не умеющие сопереживать и сочувствовать другим;
- безынициативные;
- принимающие травлю за развлечение;
- дети жестоких родителей;
- из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия;
- озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения.
Жертвы:
- тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;
- дети не имеющие ни одного близкого друга из числа сверстников, друг – взрослый;
- пугливые, застенчивые;
- замкнутые, чувствительные;
- склонные к депрессии и суициду;
- из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия;
- страдающие от одиночества;
- верящие, что заслуживают роль жертвы, и пассивно ждущие насилия от преследователей;
- имеющие негативный опыт жизни из неблагополучных семей;
- с комплексами неполноценностей;
- не верящие в защиту учителей;
- смирившиеся с насилием, как со своей судьбой;
- предпочитающие умалчивать о травле и насилии;
- не считающие себя частью своего коллектива;
- с низкой успеваемостью;
- люди с физическими недостатками, (например, ребенок носит очки);
- люди с определенной внешностью (сюда можно отнести слишком худых или чрезмерно полных людей, в школе нередко дразнят веснушчатых и рыжих, а также тех, чья внешность отлична хоть ненамного от других);
- с проблемы со здоровьем (заикание, нервный тик, эпилепсия – все это часто становится причиной травли).
- Расскажите своим детям о буллинге. Зная что из себя представляет буллинг, ваш ребенок сможет легче его распознать.
- Разговаривайте открыто и часто со своими детьми. Часто дети стыдятся того, что становятся жертвами школьной травли , поэтому чем больше вы говорите со своими детьми о буллинге, тем легче они будут говорить вам, если они видят или испытывают его. Ежедневно интересуйтесь о том как они проводят время в школе, о их пребывании в Интернете. Спрашивайте не только об их уроках и мероприятиях, но и об их чувствах. Серьезно отнеситесь к буллингу. Возможно, у вас будет только один шанс на то, чтобы помочь ребенку.
- Учите детей решать проблемы конструктивно, без агрессии, хвалите их, когда у них это получается. Помните, похвала повышает самооценку. Детям нужна уверенность в себе, чтобы они могли, при необходимости отстоять свою точку зрения, дать отпор обидчикам.
- Помогите развить ребенку уверенность в себе. Поощряйте детей записываться на любимые для них занятия, присоединяться к любимым ими мероприятиям в вашем сообществе. Это также поможет укрепить доверие, а также группу друзей с общими интересами.
- Помогите своему ребенку стать примером для подражания в борьбе с буллингом. Как я уже говорила существуют три участника буллинга: жертва, субъект буллинга и очевидец. Даже если дети не являются жертвами буллинга, они могут сыграть важную роль в его предотвращении, будучи уважительными и добрыми к своим сверстникам. Если ребенок стал(-а) очевидцем буллинга, она/он может заступиться за жертву, оказать поддержку и/или публично осуждать подобное поведение.
- Будьте образцом для подражания для них. Покажите своему ребенку важность доброжелательного и уважительного отношения к другим детям и взрослым. Если вы видите, что кого-то обижают, обязательно вступитесь за ребенка, даже если обидчиком является ваш ребенок.
Призывайте ребенка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Сами никого не обижайте. Если детей обижают дома, они будут вымещать злость на других. Дети смотрят на своих родителей и нередко проецируют их поведение в собственных действиях. Если ваш ребенок видит, что вы обижаете кого-то другого, насмехаетесь над ним или сплетничаете, он будет поступать так же.
- Станьте частью их онлайн-опыта. Ознакомьтесь с онлайн-платформами, которыми используется ваш ребенок. Предупредите её/его о различных рисках, с которыми можно столкнуться в Интернете.
Внимательно наблюдайте. Присмотритесь к эмоциональному состоянию ребенка, так как у некоторых из них могут быть сложности с высказыванием своей тревоги.
Знаки, на которые стоит обратить внимание:
- физические следы, такие как необъяснимые синяки, царапины, сломанные кости и раны;
- страх ходить в школу или участвовать в школьных мероприятиях;
- тревога и/или волнение у ребенка ;
- малое количество друзей в школе или за ее пределами;
- внезапная потеря друзей;
- потеря или исчезновение одежды, электроники или других личных вещей;
- часто просят денег;
- низкая успеваемость;
- пропуск занятие, или звонки из школы с просьбой вернуться домой;
- попытка держаться рядом со взрослыми;
- плохой сон и кошмары;
- жалобы на головные боли, боли в животе или другие физические недуги;
- плохое настроение после проведения времени в Интернете;
- становится необычайно скрытной(-ым), особенно когда дело доходит до онлайн-опыта;
- агрессия или вспышки гнева.
Все вышеперечисленные признаки могут указывать на то, что ваш ребенок может подвергаться буллингу.
Реакция на буллинг.
Что делать если вы узнали, что над вашим ребенком издеваются или угрожают ему?
При буллинге единственно верный путь – вмешательство взрослых.
Советы не обращать внимания или искать причины в себе ни к чему хорошему не приведут. Они только могут подтолкнуть ребенка, подвергающегося буллингу, к мысли о том, что это с ним что-то не так и замалчиванию проблемы.
Почему вы должны вмешаться, если Ваш ребенок стал жертвой буллинга?
Пассивное поведение взрослых равноценно одобрению для агрессора и отказ в помощи для жертв.
Как это выглядит для булли: Если мне не говорят, что я неправильно себя веду, значит, всё хорошо и можно вести себя так и дальше.
Для жертвы: Если никто ничего не делает, чтобы прекратить издевательства, значит, я это заслужил, я сам виноват, мне надо потерпеть.
Запугивание может иметь пагубные и долгосрочные последствия для детей. Помимо физических последствий, дети могут испытывать эмоциональные и психические проблемы со здоровьем, включая депрессию и беспокойство, которые могут привести к снижению успеваемости в школе. В отличие от буллинга в повседневной жизни, кибербуллинг может достать жертву в любом месте, в любой момент. Последствия кибербуллинга могут быть опаснее, так как аудитория воздействия гораздо шире.
Если вы знаете, что ваш ребенок подвергается буллингу,
вы можете предпринять следующие меры:
1. Не поддавайтесь панике.
Успокойтесь и настройтесь на разговор с ребёнком. Будьте внимательны, не проявляйте раздражения или страха. Вы должны транслировать силу и уверенность, а нервозность и возбуждение – признак слабости.
2. Побеседуйте с ребёнком так, чтобы ему это помогло.
Сделайте всё, чтоб ребенок почувствовали внимание и поддержку. Обязательно расскажите ему, что такое буллинг, и объясните, что он ни в чём не виноват, что жертвой может стать кто угодно. Скажите ребенку, что вы верите ей/ему; что вы рады их откровению; убедите что это не их вина; что вы будете делать все возможное, чтобы оказать помощь, что вместе вы решите эту проблему – ребёнок остро нуждается в уверенности и чувстве защищённости.
3. Подготовьтесь к визиту в школу.
Предупредите о своём визите заранее. Не появляйтесь в зоне зрения класса – участники буллинга не должны знать, что вы вмешиваетесь. На беседу не берите с собой ребёнка, даже если учитель или директор попросят. Ему не стоит слышать возможный поток «он сам виноват» и «дети, что с них взять».
4. Обратитесь к человеку, ответственному за коллектив.
Поскольку буллинг – проблема коллектива, решать её важно со взрослым, который за этот коллектив отвечает -с классным руководителем.
Отдельный важный вопрос – что и как говорить? Важно, чтобы вещи назывались своими именами.
Никаких «У него не ладятся отношения с одноклассниками» или «Подумаешь, дети всегда друг друга дразнят» звучать не может. Если над ребёнком регулярно издеваются, доводят до слёз, портят вещи, дразнят, обзывают, бьют – это травля. И чем раньше явление будет названо, тем скорее вы приблизитесь к решению.
Убедитесь, что человек, который будет решать эту проблему, понимает ситуацию и называет её однозначно – травля. Если этого не происходит или у него не хватает авторитета для решения проблемы, идите к социальному педагогу, психологу, завучу. Не получается здесь – к директору. Если и там результата нет – идите ещё выше. Докажите своё намерение решить вопрос, заставьте признать проблему и искать её эффективное решение. Ведь каждый новый день в школе, где продолжается травля – новые риски для здоровья и состояния детей.
5. Узнайте, как педагог собирается решать проблему.
Если проблема названа, но учитель не знает, как её решить (а такое случается довольно часто, так ка проблема буллинга мало изучена), не обвиняйте его, но попросите как можно скорее изучить этот вопрос. Договоритесь, что в случае насилия ребёнок сможет обратиться к нему за помощью.
6. Если есть необходимость – обратитесь с ребёнком к психологу. Если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно. Если ваших знаний и действий недостаточно. Если видите, что ребёнку нужна профессиональная помощь – обратитесь к специалисту.
7.Не пытайтесь говорить с родителями буллеров.
Это неэффективно. Одни будут защищать своих детей. Другие – наказывать (следующим наказанным будет жертва). Третьи родители обвинят вас и вашего ребёнка.
8. Не просите ребенка заигрывать с буллерами, пытаться откупиться или подружиться, а так же решать проблеме ответным насилием.
Есть две крайности плохих советов, которые могут дать взрослые: «Учись налаживать отношения» и «Дай сдачи!». Оба эти послания для детской психики звучат как: «Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь».
9. Лучшая защита от буллинга - уверенность в себе.
Разговаривайте с ребёнком, уделяйте ему внимание. Помогите найти коллектив, где ему комфортно, и завести друзей. Принимайте всерьёз то, что его волнует, не обесценивайте его эмоции. Учите его уважать и требовать уважения к своим чувствам, отстаивать своё мнение. Не воспитывайте чрезмерные покорность и послушание. Помогите ему чаще проживать успех – в состоянии жертвы дети часто начинают воспринимать себя в негативном ключе. Поэтому им крайне важно испытывать положительный опыт, видеть, что на самом деле они могут многое.
10. Доведите дело до конца.
Не останавливайтесь на кратковременном улучшении. Дожимайте ситуацию до конца, не ждите, что при затишье проблема постепенно исчезнет сама. Важно искоренить её прочно и навсегда.
В России проблема буллинга не регулируется законом, если дело не доходит до явного вреда здоровью и — реже — имуществу. Поэтому очень важно собирать доказательства травли. Часто бывает, что, когда родители рассказывают администрации о буллинге, им могут ответить, что это просто конфликт, дети сами разберутся или что жертва сама виновата, поэтому можно собирать свидетельства нейтральных сторон (например, поговорить с другими родителями), делать скриншоты сообщений, фотографировать испорченные вещи, выяснить есть ли у кого-нибудь видео записи издевательств.
Если травля происходит в онлайн-пространстве, есть возможность заблокировать нарушителя, не оставлять его действия безнаказанными. Администраторы социальных сетей могут закрыть источник травли только по требованию самого пользователя.
Если вы - родитель агрессора.
Каждому родителю сложно поверить в то, что их ребенок обижает других, но иногда это случается. Если вы думаете или знаете что ваш ребенок издевается над другими детьми, важно помнить, что это не естественное для них поведение. Могут быть различные предлоги, подталкивающие их к этому. Есть несколько шагов, которые вы должны предпринять, чтобы помочь вашему ребенку остановить данные действия. Вы должны понять, что если он издевается над другими сейчас, это еще не значит, что он будет так поступать в будущем, поэтому родители должны сделать все возможное, чтоб помочь ребенку измениться и начать хорошо общаться со своими одноклассниками.
Вот несколько советов родителям ребенка, который травит других.
1. Поговорите с ребенком, узнайте, почему он обижает других. Очень часто дети так себя ведут, когда чувствуют грусть, злость, одиночество или неуверенность. Иногда причиной такого поведения становятся какие-то перемены дома, в семье или испытывает неуверенность, страх, бессилие. Иногда над ним тоже кто-то издевается. Узнав о том, почему ваш ребенок так себя ведет, вам будет легче найти способы им помочь. Если у них возникли проблемы с объяснением своего поведения, вы можете проконсультироваться с ответственным работником школы или детским психологом.
2. Поразмышляйте вместе о здоровых способах преодоления причин такого поведения. Учите ребенка сопереживать другим, объясняя ему, как себя чувствует тот, кого обижают. Предложите своему ребенку "поставить себя на место жертвы". Попросите его объяснить ситуацию, которая их разочаровала, и постарайтесь предложить конструктивные способы реагирования. Используйте это упражнение для мозгового штурма возможных будущих сценариев и путей позитивного реагирования.
3. Взгляните на себя. Дети, которые издеваются над другими часто проецируют свой опыт дома. Задайтесь вопросом, не обижают ли вашего ребенка дома? Подвергаются ли они физическому или эмоциональному вредному поведению от вас или другого члена семьи?
4. Спросите учителя или школьного психолога, есть ли у вашего ребенка какие-то проблемы в школе. Может, он отстает по какому-то предмету или ему сложно завести друзей. Спросите у них, как вы можете помочь ребенку решить эту проблему.
5. Дайте возможность загладить свою вину. Если вы обнаружили, что ваш ребенок подвергает кого-то буллингу, важно призвать его к адекватным, ненасильственным последствиям. Например, ограничить их занятия, особенно те, которые поощряют буллинг (встречи с друзьями, время перед экраном, в социальных сетях). Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуацию перед теми, кого обидел, найдите способы сделать их более доброжелательными и уважительными к окружающим.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что бороться с травлей в школе необходимо. Иногда это задача сложная, иногда простая, однако оставлять ее без внимания нельзя. Травля в школе — серьезная проблема, приводящая к ужасным последствиям и только взрослые,в тесном взаимодействии, способны ее решить.