Поощрение и наказание ребенка в семье

Наказание.

Вопрос про наказания детей в семье рано или поздно встаёт перед каждым родителем. Наказание — это не синоним физического воздействия на ребенка. Детей необходимо наказывать правильно, чтобы не нанести вред их психическому развитию.

Правила наказания.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай быть не должно.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей.

6. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. Не вспоминайте больше о проступке, ибо он за него уже расплатился.

7. Не унижайте ребенка. Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8. Нельзя наказывать едой; бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком.

9. Не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

- когда он болеет;

- перед сном и сразу после сна;

- во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний;

- во время работы и игры;

- непосредственно после душевной или физической травмы;

- когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

- когда сам взрослый находится в плохом настроении.

 

Запомните - наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

 

 Советы родителям от подростков -что делать, чтобы не нужно было наказание.

 

1. Давая задания, сразу оговаривайте условия. Не ожидайте, что подросток угадает ваши желания, например, приготовить вам ужин, попросите его помочь.

2. «Совместные дни чистоты». Устраивайте дни уборки не только подросткам, но и родителям. Избавляйтесь от пыли, грязи в квартире всей семьей. Лучше раз в неделю. А в остальное время не обращайте внимания на бардак в комнате подростка. Всякое может быть!

3. Не будьте занудами, вы тоже не идеальны. Показывайте всё на своём примере. Говоря про ту же уборку: если в квартире чисто, то и у себя в комнате тоже хочется навести порядок.

4. Общение. Делитесь с подростком чаще своими печалями или радостями, это сближает! Не забывайте про юмор и поощрения.

5. Договорённости. Выносите на открытое обсуждение очередность мытья посуды, выгул собак, уборок за кошками, полив цветов. Каждый несёт ответственность за свой день, выполняет обязанности. Если не получается договориться, то нужно разбираться почему. Ответ есть всегда. То ли это - возрастной кризис, и непослушанием малыш проверяет свою "самость", то ли - месть и ребёнок может упереться и мстить вам, за то, что, вы не договорились когда-то с ним, а возможно есть отрицательный примеры в окружении. Есть ещё много вариантов. В каждом случае ответ индивидуален.

Что же делать, если ребёнок не слушается?

1. Выстраивать чёткие границы, а не искать способы наказаний. Это чрезвычайно важно для детей. Возможно не только словами, но и действиями. Но договорённости не означают попустительство. Например, малыш хочет ударить маму, она убирает руку, четко говорит меня быть нельзя.

2. Строить систему договоренностей и правил. Это всегда не просто. Ведь взрослые ждут того, что ребёнок моментально согласится на предложенные условия. А такого может не случится. Когда вы пытаетесь найти общий язык с другим взрослым, вы высказываете мнение, слушаете мнение другого, показывайте выгоды, ищете компромисс, берёте паузу чтоб подумать. Также с детьми, сложно, долго, зато эффективно и полезно.

3. Потом нужно учиться соблюдать договоренности. Любые нейронные связи формируются 21 день (минимум). Плюс скидка на возраст. Если дети нарушают договорённости это чаще всего проверка границ. Будьте готовы их отстаивать, создавать привычку. Не срывайтесь и не прибегайте к наказаниям. Напоминайте о ваших договоренностях, соблюдайте их сами.

4. Поощрять. Обязательно включение приятных методов поощрения. Какие - решите вместе со своим чадом.

                                                                                             Поощрение.

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

Похвала может выражаться не только вербально (словами), но и в виде одобрительной улыбки своему ребенку: когда он моет посуду, когда делает уроки, когда играет и т.п. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь долгий и трудный для него день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы.

Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.

                                                                                Когда и как хвалить следует хвалить ребенка?

1. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

2. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением».

3. Составляйте так свою похвалу, чтобы ребенок сам мог сделать вывод о своих способностях. Например, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему «Твое стихотворение меня очень тронуло».

4. Хвалите не самого ребенка, а его поступок. Если Вы хотите похвалить ребенка за убранные игрушки, не спешите говорить: «Какой ты молодец!», лучше скажите: «Комната после твоей уборки стала такой чистой. Так приятно теперь сюда заходить». Будьте уверены, он должным образом оценит ваши слова и постарается еще раз их заслужить.

5. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Ребенок должен понимать, что сам способен на многие поступки, без дополнительной и зачастую неуместной похвалы.

6. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать ребенка всегда ожидать ее.

7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

8. Не поощрять материально. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность деньгами. Важно, чтобы ребенок ощущал удовольствие от процесса: счастье от помощи родителям, радость от новых знаний. Важно чтоб ребенок успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

9. Указывайте ребенку на его собственные чувства при достижении результата. Вместо того чтобы хвалить ребенка или награждать за работу, научите его сосредотачиваться на том удовольствии, которое он получил от процесса выполнения.

10. Не хвалите ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, здоровье и т.д.).

11. Не хвалите ребенка больше двух раз за одно и то же.

12. Не хвалите из жалости.

Предлагаю вам пройти небольшой тест, чтоб выявить характер ваших взаимоотношений с ребенком.

                 Тест “Какой вы родитель?”

 

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

0

Не зная, что бы я без тебя делала.

1

И в кого ты только такой уродился?!

2

Какие у тебя замечательные друзья!

1

Ну, на кого ты похож(а)?

2

Я в твое время!

2

Ты моя опора и помощник(ца)!

1

Ну, что за друзья у тебя?

2

О чем ты только думаешь?

2

Какая ты у меня умница!

2

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

У всех дети как дети, а ты …

0

Какой ты у меня сообразительный!

1

Подсчитайте общее количество баллов.

5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.

7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Успехов вам в воспитании детей!

 

 

 

Навигация по сайту