Школьная травля или буллинг: понятие буллинга, его причины и последствия.

«Школьная травля или буллинг:

понятие, его причины и последствия».

Само слово происходит от английского «bully», что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы».

Для буллинга характерно:

- намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.

- психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.

Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.

По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.

Виды буллинга.

- Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей, дергание за волосы. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Физическое насилие может быть, как слабо выраженным, так и сильным, вплоть до нанесения побоев. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает - такое распространение оправдано юридически, ведь 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности, этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс.

Характерные признаки: когда это происходит, многие дети не рассказывают своим родителям об инциденте, поэтому необходимо следить за возможными предупреждающими сигналами и косвенными признаками, такими как необъяснимые порезы, царапины, ушибы, синяки, отсутствующая или порванная одежда, частые жалобы на головную боль и боль в животе.

- Вербальный (словесный) буллинг. Выражается в постоянных насмешках, угрозах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях, принуждениях, унижениях, придумывании прозвищ. Эта форма буллинга наиболее распространена у подростков и является основным способом травли в старших классах.

Характерные признаки: дети, подвергшиеся вербальному буллингу, часто замыкаются в себе, становятся капризными или имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать вам об обидных словах, которые кто-то произнес в их адрес, и спросить вас о том, правда ли это.

- Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, избегание общения с человеком, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, попытки манипулирования. Этот тип актуален для всех возрастов, он наименее заметен, при этом именно этот тип способен спровоцировать серьезный стресс у жертвы.

Характерные признаки: изменениями настроения ребенка, его нежелание поддерживать участие в компании сверстников, и бо́льшим, чем обычно стремлению к одиночеству. Девочки чаще, чем мальчики, испытывают социальную изоляцию, невербальное или эмоциональное запугивание. Душевная боль от такого вида буллинга может быть такой же сильной, как от физического насилия, и длиться намного дольше.

- Кибербуллинг. Эта форма травли появилась сравнительно недавно и включает в себя проявление травли и агрессии с использованием средств коммуникации. Это может быть распространение порочащей информации, слухов и ложной информации в социальных сетях, взлом страниц, отправка негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных, направление писем с угрозами по электронной почте или в виде СМС-сообщений, съемка издевательств над жертвой на видеокамеру и выкладывание неприглядного видео в общий доступ. Очень популярный вид буллинга среди подростков.

Характерные признаки: ребенок больше времени проводит в Интернете, общаясь в социальных сетях, при этом часто бывает грустным и тревожным. У ребенка могут возникнуть проблемы со сном, часто появляется желание остаться дома и не ходить в школу или отказ от любимых занятий.

Основные причины буллинга.

Причины агрессивного поведения к несовершеннолетним находятся в двух плоскостях:

- семья и окружение;

- школа.

Так как буллинг - это очень сложное социальное явление, имеющее в своей основе множество факторов, то очень сложно выделить его основные причины, поэтому перечислю некоторые из них:

- привлечение внимания;

- демонстрация силы;

- утаивание неуверенности и страхов;

- тревожность;

- удовлетворение потребности во власти и доминировании, борьба за лидерство;

- столкновение разных субкультур, ценностей, взглядов и неумение толерантно относиться к ним;

- агрессивность и виктимность (склонность становиться жертвой преступления);

- наличие у ребенка психических или физических изъянов;

- низкая самооценка;

- зависть

- отсутствие предметного досуга, скука

- высокий уровень недоверия в обществе (подростки воспринимают мир как враждебную среду),

- желание казаться сильнее, чем они есть на самом деле

- вымещение злобы за предыдущие унижения

- получение удовольствия от насилия

- недостаток родительской любви и внимания;

- физическая и вербальная агрессии со стороны родителей

-пропаганда, поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: ТВ, интернет, компьютерные игры.

Кроме того, одним из факторов широкого распространения буллинга именно в школьной среде является поведение некоторых педагогов, транслирующих свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица, тем самым давая повод для начала травли со стороны других учеников.

Последствия детской травли.

По мнению ряда авторов, буллинг сопровождается развитием кризисных состояний у детей и подростков. Он не проходит бесследно ни для одного из его участников и буквально ломает личность детей. У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям.

Свидетели приобретают искаженное представление о роли личности в социуме, зачастую они на протяжении всей жизни испытывают чувство вины и стыда за то, что проявили слабость, не встали на защиту жертвы.

Самая тяжелая по степени тяжести психологическая травма наносится жертвам. Отвержение и изоляция в группе сверстников ими тяжело переживается и приводит к росту заболеваемости (невротические расстройства, депрессии, формирование посттравматического синдрома), является причиной проблем в учебе, повышает риск формирования деликвентного поведения. У них падает самооценка, формируются комплексы неполноценности, наблюдаются различные формы социальной дезадаптации, закрепляется роль «жертвы», «неудачника». У подростков школьное насилие вызывает нарушение идентичности. Длительный стресс поражает чувство безнадежности и безысходности, что в свою очередь является благодатной почвой, фактором риска для возникновения мыслей о суициде.

Последствия буллинга охватывают полный спектр адаптационного синдрома и проявляются с нарастанием нарушений:

- аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, страхи, злость, преобладание негативных эмоций и пр.;

- соматические нарушения: нарушения сна, аппетита, головные боли, боли в животе, неожиданные повышения температуры и давления и т.д.;

- когнитивные нарушения: неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации памяти, продуктивности мышления и т.п.;

- поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение, самоповреждения, суицидные попытки;

- нарушения адаптации: снижение мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, падение успеваемости;

- нарушения интеграции - низкая самооценка и неуверенность в себе, неспособность совладения со сложными ситуациями, моральная озлобленность и дезориентация, многочисленные проблемы общения.

Многие люди, будучи зрелыми, со слезами и страхом вспоминают обиды и унижения, перенесенные в детстве. Жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств. Они менее успешны в профессиональной деятельности, имеют низкий доход, чаще остаются без работы, ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Таким образом, можно говорить о том, что последствия травли носят пролонгированное действие.

Показатель вовлеченности детей в школьную травлю постоянно растет и вызывает большую тревог. Именно поэтому необходимо уделять больше внимания этой проблеме, изучать её, стараться выявлять и пресекать травлю на ранних стадиях, а лучше предотвращать её.

 

 

 

 

Навигация по сайту