Рекомендации родителям
по профилактике самовольных уходов детей из дома.
Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных и обеспеченных семей.
Для понимания того, что необходимо делать для профилактики уходов детей из дома необходимо знать причины этому способствующие. Перечислим некоторые из них:
- крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»;
- агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи, сопровождающаяся физическими наказаниями;
- безразличие взрослых к проблемам подростка, отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями;
- развод родителей;
- появление в доме отчима или мачехи;
- чрезмерная опека, вызывающая раздражение;
- попадание под влияние значимых сверстников (подростковая реакция группирования);
- неразделенная любовь;
- трудности, связанные с переменой места жительства;
- разделение братской любви, ревность к младшему брату или сестре;
- агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи, сопровождающаяся физическим насилием;
- ради интереса, стремясь познать мир вокруг себя;
- дружба с плохой компанией;
- в поисках «романтики», новых ощущений;
- хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным, независимым.
Давайте более подробно рассмотрим некоторые причины самовольных уходов и соответствующие им меры профилактики.
Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.
Одна из задач развития ребенка - исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Профилактические меры.
Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.
Переживание «драйва».
Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной». Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
Профилактические меры.
Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого полезного «драйва»), преодоления собственного страха. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.
Скука.
Скука - это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:
- отсутствие смысла жизни (полученные в детстве психические травмы, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения; тяжелые разочарования (например, предательство близких людей, чрезмерное баловство, ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много, чрезмерная критичность взрослых)
- хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.
- жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.
- неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
Профилактические меры.
1. Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.
2. Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.
3. Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.
4. Развивайте в ребёнке творческие способности.
5. Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.
Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»).
Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению. Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
Профилактические меры.
1. Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
2. Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
3. Развивайте в ребёнке физическую силу.
4. Развивайте в ребёнке умение общаться.
Протест против родителей.
Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.
Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
Профилактические меры.
1. Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.
2. Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»
3. Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
Стремление уйти от осознания несправедливости мира,
разочарований (в том числе в любви),
переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).
Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.
Профилактические меры.
1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.
2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?
Кроме того существует ряд общих рекомендаций.
- Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
- Если кто-то жалуется на поведение вашего ребенка, не спешите сразу его наказывать, выясните мотивы его поступков.
- Выбирайте наказание, адекватное проступку.
- Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
- Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы.
- Постарайтесь всегда выслушивать детей, чтобы они не говорили.
- Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами вашего сына или дочери.
- Обращайте внимание на все изменения настроения своего ребенка. Отмечайте, с чем они связаны.
- Никогда не угрожайте ребенку, что выгоните его из дома. Ребенок воспринимает любые подобные угрозы как руководство к действию.
- Позаботьтесь о том, чтобы позитивного общения в вашей семье было гораздо больше, чем отрицательного.
- Не запрещайте ребенку приводить домой друзей – Вы будете знать, с кем Ваш ребенок общается и будите контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны.
- Старайтесь вместе с детьми проводить досуг.
- Располагайте информацией о местонахождении ребенка в течение дня.
- Не разрешайте несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22часов.
Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то в подростковом возрасте родительская любовь должна проявляться в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.