Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
Основной целью социального сопровождения семей с детьми является помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.
Достижение цели возможно при решении следующих задач:
- обеспечение тесного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми;
- обеспечение профилактики и/или преодоления кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
- обеспечение профилактики насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях;
- создание условий для сокращения социального сиротства, отказов от детей в семье и в родильных домах, предотвращения лишения родительских прав;
- создание условий для сокращения возвратов детей из замещающих семей в государственные учреждения;
- использование эффективных технологий и методик работы с семьей с детьми, направленных на активизацию ее внутренних ресурсов, снижение иждивенческих настроений, формирование чувства ответственности за воспитание детей и содействующих выходу семьи на самообеспечение путем заключения социальных контрактов, создание благоприятных условий для развития и социализации детей-инвалидов.
Социальное сопровождение семей с детьми организуется на принципах:
- добровольности, предполагающем уважение суверенитета семьи и самостоятельности ее членов в принятии решения о необходимости оказания им помощи посредством социального сопровождения и заключенного соглашения с организацией социального обслуживания;
- комплексности, предусматривающем взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий по решению проблем семьи, затрудняющих выполнение ею обязанностей по содержанию и воспитанию детей;
- межведомственности, предполагающем достижение высокой степени согласованности действий между органами исполнительной власти Ростовской области, органами местного самоуправления, организациями социального обслуживания населения, другими организациями социальной сферы, социально ориентированными некоммерческими организациями, местным сообществом и гражданами в решении проблем семьи с детьми, находящейся на социальном сопровождении;
- адресности и доступности, предполагающем предоставление социального сопровождения тем семьям с детьми, которые в нем действительно нуждаются для преодоления конкретной жизненной ситуации, затрудняющей жизнедеятельность ребенка в семье;
- вариативности, предусматривающем учет муниципальных различий в социальной инфраструктуре, в технологиях и методиках социального обслуживания детей и семей с детьми;
- конфиденциальности, в соответствии с которым не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера, или персональной информации о семье, находящейся на сопровождении, лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей;
- непрерывности, гарантирующем оказание содействия семье в процессе сопровождения на всех его этапах, вплоть до полного решения проблемы;
- рекомендательного характера предлагаемых механизмов решения трудной жизненной ситуации, обусловившей нарушение или угрозу нарушения прав ребенка, предусматривающем самостоятельность принятия решений семьей по актуальным для нее проблемам;
- эффективности, предполагающем учет соизмеримости используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих ресурсов с ожидаемым результатом социального сопровождения семьи с детьми, а также учет необходимости активизации собственных ресурсов семьи для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности ребенка.
На основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость граждан в социальном сопровождении, оно может осуществляться в отношении следующих категорий семей с детьми:
- замещающей;
- воспитывающей детей-инвалидов и/или семей с детьми, в которых родители являются инвалидами 1-2 группы;
- воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет;
- многодетной;
- малообеспеченной (с низким уровнем дохода);
- имеющей намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного);
- с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетнего ребенка (детей);
- переселенцев, беженцев;
- с несовершеннолетними детьми, в которой один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью;
- с несовершеннолетними детьми, вступившими в конфликт с законом;
- находящейся в процессе развода;
- с несовершеннолетними родителями;
- с родителем, имеющим отсрочку исполнения наказания по приговору суда в соответствии со ст. 82 Уголовного Кодекса Российской Федерации до достижения ребенком (детьми) четырнадцатилетнего возраста;
- с родителем, имеющим отсрочку исполнения наказания по приговору суда в соответствии со ст. 82.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую и социальную реабилитацию.
Указанные категории семей наиболее часто переживают ситуации, связанные с нарушением благоприятных условий для жизнедеятельности ребенка в семье.
Обстоятельствами, обуславливающими нуждаемость в социальном сопровождении членов семей с детьми, являются:
- отсутствие работы у родителей (иных законных представителей);
- кризис детско-родительских отношений в семье, в том числе пренебрежение нуждами детей;
- наличие признаков насилия, жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное насилие;
- отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания;
- несоблюдение в семье с детьми санитарно-гигиенических условий проживания;
- полная или частичная утрата родителями контроля за поведением детей;
- неудовлетворенная потребность в оказании специализированной медицинской помощи детям;
- неудовлетворенная потребность детей-инвалидов в создании доступной среды;
- конфликт в семье родителей с детьми, угрожающий жизни детей;
- среднедушевой доход семьи с детьми ниже полуторной величины прожиточного минимума по области (бедность).
В соответствии с проблемой и ее остротой для каждой семьи с детьми определяется уровень социального сопровождения:
- адаптационный,
- базовый (профилактический),
- кризисный,
- экстренный.
Содержание и формы социального сопровождения семьи с детьми
Содержание социального сопровождения в рамках межведомственного взаимодействия может включать в себя меры медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи.
По форме социальное сопровождение может быть индивидуальным, когда принимается на сопровождение один из членов семьи и групповым, когда сопровождаются все члены семьи.
Социальное сопровождение может включать различные виды помощи:
1. Медицинская помощь
- диагностика состояния здоровья членов семьи,
- организация лечения членов семьи,
- получение медицинских и реабилитационных услуг,
- прохождение медико-социальной экспертизы,
- обследование и лечение родителей и несовершеннолетнего у нарколога,
- организация медицинского обследования,
- диспансеризация родителей и несовершеннолетнего,
- лечение и лекарственное обеспечение членов семьи,
- оформление санаторно-курортной карты,
- организация прохождения психолого-медико-педагогической комиссии,
- содействие в оформлении инвалидности по медицинским показаниям и иное.
2. Психологическая помощь:
- коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми;
- информирование об организациях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы);
- психологическая диагностика;
- проведение индивидуальной (групповой) терапии;
- психологическое консультирование;
- работа с социальным окружением семьи;
- организация групп поддержки для семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного и иное.
3. Педагогическая помощь:
- повышение родительской компетентности;
- адаптация к социальной среде и социализация детей;
- определение детей в группу продленного дня, дошкольную организацию;
- привлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к коррекционно-развивающим занятиям;
- организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений;
- проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями);
- оформление несовершеннолетнего в библиотеку, различные секции, кружки, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях;
- содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники);
- содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних;
- содействие в организации летнего отдыха детей и иное.
4. Юридическая помощь:
- содействие в оформлении или переоформлении документов,
- получении установленных законодательством льгот и выплат,
- получению гражданами бесплатной юридической помощи;
- консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения материального положения и жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством;
- консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам;
- обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах;
- содействие в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов, необходимых для практического решения вопросов семьи и иное.
5. Социальная помощь:
- содействие в получении материальной помощи,
- оформлении документов,
- необходимых для предоставления мер социальной поддержки,
- получении путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних,
- трудоустройстве членов семьи и иное.
В 2023 году в учреждении на социальном сопровождении состояла 51 семья, из них:
- многодетные - 44 семьи;
- с одним родителем - 40 семьи;
- имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, вступивших в конфликт с законом - 8 семей;
- один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью - 0 семей;
- малообеспеченные (с низким уровнем дохода) - 46 семей.
В 2023 году 19 семей было снято с социального сопровождения с положительным результатом.