Социальное сопровождение

Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Социальное сопровождение

Основной целью социального сопровождения семей с детьми является помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.

Достижение цели возможно при решении следующих задач:

  • обеспечение тесного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми;
  • обеспечение профилактики и/или преодоления кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
  • обеспечение профилактики насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях;
  • создание условий для сокращения социального сиротства, отказов от детей в семье и в родильных домах, предотвращения лишения родительских прав;
  • создание условий для сокращения возвратов детей из замещающих семей в государственные учреждения;
  • использование эффективных технологий и методик работы с семьей с детьми, направленных на активизацию ее внутренних ресурсов, снижение иждивенческих настроений, формирование чувства ответственности за воспитание детей и содействующих выходу семьи на самообеспечение путем заключения социальных контрактов, создание благоприятных условий для развития и социализации детей-инвалидов.

Социальное сопровождение семей с детьми организуется на принципах:

  • добровольности, предполагающем уважение суверенитета семьи и самостоятельности ее членов в принятии решения о необходимости оказания им помощи посредством социального сопровождения и заключенного соглашения с организацией социального обслуживания;
  • комплексности, предусматривающем взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий по решению проблем семьи, затрудняющих выполнение ею обязанностей по содержанию и воспитанию детей;
  • межведомственности, предполагающем достижение высокой степени согласованности действий между органами исполнительной власти Ростовской области, органами местного самоуправления, организациями социального обслуживания населения, другими организациями социальной сферы, социально ориентированными некоммерческими организациями, местным сообществом и гражданами в решении проблем семьи с детьми, находящейся на социальном сопровождении;
  • адресности и доступности, предполагающем предоставление социального сопровождения тем семьям с детьми, которые в нем действительно нуждаются для преодоления конкретной жизненной ситуации, затрудняющей жизнедеятельность ребенка в семье;
  • вариативности, предусматривающем учет муниципальных различий в социальной инфраструктуре, в технологиях и методиках социального обслуживания детей и семей с детьми;
  • конфиденциальности, в соответствии с которым не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера, или персональной информации о семье, находящейся на сопровождении, лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей;
  • непрерывности, гарантирующем оказание содействия семье в процессе сопровождения на всех его этапах, вплоть до полного решения проблемы;
  • рекомендательного характера предлагаемых механизмов решения трудной жизненной ситуации, обусловившей нарушение или угрозу нарушения прав ребенка, предусматривающем самостоятельность принятия решений семьей по актуальным для нее проблемам;
  • эффективности, предполагающем учет соизмеримости используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих ресурсов с ожидаемым результатом социального сопровождения семьи с детьми, а также учет необходимости активизации собственных ресурсов семьи для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности ребенка.

На основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость граждан в социальном сопровождении, оно может осуществляться в отношении  следующих категорий семей с детьми:

  • замещающей;
  • воспитывающей детей-инвалидов и/или семей с детьми, в которых родители являются инвалидами 1-2 группы;
  • воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет;
  • многодетной;
  • малообеспеченной (с низким уровнем дохода);
  • имеющей намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного);
  • с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетнего ребенка (детей);
  • переселенцев, беженцев;
  • с несовершеннолетними детьми, в которой один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью;
  • с несовершеннолетними детьми, вступившими в конфликт с законом;
  • находящейся в процессе развода;
  • с несовершеннолетними родителями;
  • с родителем, имеющим отсрочку исполнения наказания по приговору суда в соответствии со ст. 82 Уголовного Кодекса Российской Федерации до достижения ребенком (детьми) четырнадцатилетнего возраста;
  • с родителем, имеющим отсрочку исполнения наказания по приговору суда в соответствии со ст. 82.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую и социальную реабилитацию.

Указанные категории семей наиболее часто переживают ситуации, связанные с нарушением благоприятных условий для жизнедеятельности ребенка в семье.

Обстоятельствами, обуславливающими нуждаемость в социальном сопровождении членов семей с детьми, являются:

  • отсутствие работы у родителей (иных законных представителей);
  • кризис детско-родительских отношений в семье, в том числе пренебрежение нуждами детей;
  • наличие признаков насилия, жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное насилие;
  • отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания;
  • несоблюдение в семье с детьми санитарно-гигиенических условий проживания;
  • полная или частичная утрата родителями контроля за поведением детей;
  • неудовлетворенная потребность в оказании специализированной медицинской помощи детям;
  • неудовлетворенная потребность детей-инвалидов в создании доступной среды;
  • конфликт в семье родителей с детьми, угрожающий жизни детей;
  • среднедушевой доход семьи с детьми ниже полуторной величины прожиточного минимума по области (бедность).

В соответствии с проблемой и ее остротой для каждой семьи с детьми определяется уровень социального сопровождения:

  • адаптационный,
  • базовый (профилактический),
  • кризисный,
  • экстренный.

Содержание и формы социального сопровождения семьи с детьми

Содержание социального сопровождения в рамках межведомственного взаимодействия может включать в себя меры медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи.

По форме социальное сопровождение может быть индивидуальным, когда принимается на сопровождение один из членов семьи и групповым, когда сопровождаются все члены семьи.

Социальное сопровождение может включать различные виды помощи:

1. Медицинская помощь

  • диагностика состояния здоровья членов семьи,
  • организация лечения членов семьи,
  • получение медицинских и реабилитационных услуг,
  • прохождение медико-социальной экспертизы,
  • обследование и лечение родителей и несовершеннолетнего у нарколога,
  • организация медицинского обследования,
  • диспансеризация родителей и несовершеннолетнего,
  • лечение и лекарственное обеспечение членов семьи,
  • оформление санаторно-курортной карты,
  • организация прохождения психолого-медико-педагогической комиссии,
  • содействие в оформлении инвалидности по медицинским показаниям и иное.

2. Психологическая помощь:

  • коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми;
  • информирование об организациях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы);
  • психологическая диагностика;
  • проведение индивидуальной (групповой) терапии;
  • психологическое консультирование;
  • работа с социальным окружением семьи;
  • организация групп поддержки для семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного и иное.

 3. Педагогическая помощь:

  • повышение родительской компетентности;
  • адаптация к социальной среде и социализация детей;
  • определение детей в группу продленного дня, дошкольную организацию;
  • привлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к коррекционно-развивающим занятиям;
  • организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений;
  • проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями);
  • оформление несовершеннолетнего в библиотеку, различные секции, кружки, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях;
  • содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники);
  • содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних;
  • содействие в организации летнего отдыха детей и иное.

4. Юридическая помощь:

  • содействие в оформлении или переоформлении документов,
  • получении установленных законодательством льгот и выплат,
  • получению гражданами бесплатной юридической помощи;
  • консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения материального положения и жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством;
  • консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам;
  • обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах;
  • содействие в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов, необходимых для практического решения вопросов семьи и иное.

5. Социальная помощь: 

  • содействие в получении материальной помощи,
  • оформлении документов,
  • необходимых для предоставления мер социальной поддержки,
  • получении путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних,
  • трудоустройстве членов семьи и иное.

В 2019 году в учреждении на социальном сопровождении состояло 111 семей, из них:

  • Многодетные - 27 семьи;
  • С одним родителем - 10 семьи;
  • Имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, вступивших в конфликт с законом - 5 семьи;
  • Один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью - 10 семьи;
  • Малообеспеченные (с низким уровнем дохода) - 74 семьи.

В 2019 году 60 семей было снято с социального сопровождения с положительным результатом.

Навигация по сайту